21 февр. 2015 г.

Эффект от правильных коллекторов

Расскажу про ещё один мотор из недавнего прошлого. Изначально это был D16Z6 (125сил при 6600 об/мин), у которого была увеличена степень сжатия с 9.2 до 11 к 1, развешена ШПГ и обработаны поршни. Впускной и выпускной коллектора остались стоковыми.
Получилось весьма неплохо:


Извиняюсь за качество фото, но такое получил от владельца двигателя. Кстати, очень наглядна разница характеристик между D15 и D16:
из-за увеличенного хода поршня D16 едва дышит после 7000 об/мин, тогда как D15 охотно крутится под 8000 об/мин.

Но мне не давала покоя такая "скачущая" кривая момента, поэтому предложил человеку попробовать свои силы в более высоком классе на соревнованиях, а я спроектирую и изготовлю для него комплект коллекторов. Сразу оговорюсь, цели выжать из мотора максимум мощности не стояла. Наоборот, задача была выровнять кривую момента, чтобы получить максимально эластичный двигатель. Вот, что получилось в результате:


Коллектора дали приход во всём диапазоне, особенно заметно выровняли момент на низких оборотах и более отчётливо обозначили рост момента во VTEC'е. Иными словами, получили то, чего и добивались)

В качестве заключения, ещё раз повторю: для оптимального результата надо подбирать впускной и выпускной коллектора парой, чтобы они работали совместно и аккомпанировали установленным распредвалам. 

2 комментария:

  1. Расскажи про стратегию выбора пары турбоколлектора и впускного коллектора? понятно дело с атмо, там можно расчитать на какой частоте будет прибавка мощности от 2-3-4 гармоники, а вот в случае с турбо как быть?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так принципы работы мотора остаются те же самые. Основное отличие - в разности давлений впуск-выпуск. И давление в выпускном коллекторе будет увеличиваться с оборотами (из-за ограниченной пропускной способности горячего хаузинга и колеса турбины), что надо будет учесть в расчётах, тк скорость звука зависит от давления.
      В какой-то точке, как правило, давление в выпускном коллекторе становится выше, чем во впускном, и это сопровождается заваливанием кривой момента.
      В общем, подход тот же, только необходимо учесть несколько дополнительных факторов.

      Удалить